Есть ли для поэзии запретные темы? О стихах Марии Шкапской.

В поэзию Мария Шкапская пришла со своей темой, со своей отчётливой неповторимой интонацией. Её высоко ценили Блок, Гумилёв, Горький. Однако имя Шкапской  в кругу поэтов и любителей поэзии вызывало не только восхищение её стихами, но и некоторую иронию, мужскую усмешку. Считалось, что женщине всё-таки неприлично доходить до такой степени откровенности. Она писала о том, о чём говорить было в обществе не принято: об утрате девственности, о половой любви, деторождении, абортах, выкидышах, женских разочарованиях.                                                           
"До Вас женщина не говорила так о себе", — писал ей несколько обалдевший от прочитанного Горький. При этом стихи были такой невероятной силы воздействия, что прочитав их однажды, забыть было уже невозможно. Я рассказала о Марии Шкапской в посте «Неживое моё дитя» на ЖЖ (кратко): 

http://nmkravchenko.livejournal.com/33520.html#comments    
и на liveinternet.ru (подробно): http://www.liveinternet.ru/users/4514961/post183299944/
Рассказ вызвал некоторый резонанс. Сомнение вызывала главным образом правомерность поэтического высказывания на «неприличные» темы. Предлагаю эту дискуссию Вашему вниманию.

 

junetiger
7 Сент, 2011 15:09

 


 

Спасибо, дорогая Наталия, за Вашу просветительскую деятельность! Мне имя Шкапской никогда не встречалось. Не позавидуешь этой женщине - судьба ей досталась нелегкая: с самого детства голод, необустроенность, другие испытания. А в старости - одиночество и отсутствие любви. Я, правда, не поняла, где была ее дочь, выпустившая в 2000 году книгу ее стихов. А старший сын, попавший в плен, где оказался после окончания войны - в сталинских лагерях или на Западе?
Мне кажется, Флоренский ошибался, ставя творчество Шкапской выше поэзии Ахматовой - лучшим доказательством этого служит неугасающая популярность Анны Андреевны.
Из приведенных Вами стихов Шкапской мне понравилось одно - про Петербург, остальные показались несколько надрывными и искусственными. Мать сначала убивает своего ребенка во чреве, а потом много лет муссирует эту тему в своих стихах - я этого не понимаю и не принимаю: для меня ребенок - это высшая ценность в жизни. Правильно ее стихи обвиняли в избытке физиологичности и чрезмерном натурализме - это в них присутствует. Вспомнила Ваших критиканов, придиравшихся к совершенно нормальным словам, и подумала, что они растерзали бы Шкапскую за ее лексику - только пух и перья полетели бы в разные стороны! :)
А вот Ваше стихотворение о ней мне очень понравилось!

Жанна Тигрицкая, Москва


nmkravchenko
7 Сент, 2011 17:10

Жанна, по-моему, Вы несправедливы к Шкапской, осуждая за "муссирование темы". У неё был только один аборт - всякие бывают обстоятельства - но она корила себя за него всю жизнь, хотя родила потом и вырастила троих детей. И стихи её на эту тему не "надрывные и искусственные", а очень естественные, как естественен крик боли ("не снись мне так часто, крохотка, мать свою не суди"), какие-то нутряные и -да, надрывающие душу. Это искреннее страдание, пожизненные муки совести,не имеющие срока давности, которые не могут не тронуть. Многие ли из женщин задумываются об этом, не говоря уже о том, чтобы винить себя за такое?
Судьба била её всю жизнь. Тяжелая болезнь мужа, потом -- война, на которой пропал без вести ее младший сын. Сын был в нее -- натура страстная, однолюб; из плена он вернулся, попал в советские лагеря, вышел и оттуда, но уже после смерти Шкапской, так что она о его возвращении не узнала. Она жалела, что не умерла раньше, и называла это исчезновение главной трагедией своей жизни. Так вот, он вышел и вернулся в Ленинград, потому что там жила женщина, которую он любил. Там его взяли снова. Вторично он вышел только в пятьдесят шестом. Конечно, затеряйся он во глубине России после первого освобождения -- все могло обойтись, но все-таки он был сыном Шкапской, а в этом роду страсть и безумие наследуются...
Тяжело заболел и стал инвалидом муж. Мария Михайловна дважды была жертвой несчастных случаев. Какой-то мальчик ранил ее в голову камнем, пущенным из рогатки. В другой раз она попала в железнодорожную катастрофу, после чего долго болела. Формально она не была одинока, но это было внутреннее одиночество, депрессия, потеря веры в себя, в свой талант, в страну, в Бога.
Младшая дочь Марии Михайловны, Светлана Глебовна Шкапская, по профессии геолог. Ей под 90, живёт в Москве в коммуналке на нищенскую пенсию. Её мать много издавали на Западе, но ни одного зарубежного «Избранного» Шкапской ее дочь не получила.Никто не обращался к ней с вопросами насчет авторских прав. За перепечатки материнских стихов она не получала ни копейки. Это - по рассказам - внешне спокойная и дружелюбная женщина, но одинокая нищая старость стала, по-видимому, и её уделом.


junetiger
7 Сент, 2011 18:40

Так я ведь и написала, что ей тяжелая доля выпала - поэтому не понимаю Ваших упреков. Я не осуждаю ни Шкапскую, ни других людей - мне ведь неизвестны обстоятельства при которых они принимали решения и совершали поступки. Для меня аборт - однозначно, убийство ребенка - этот грех совестливые женщины замаливают всю жизнь, но не делают этого публично, потому что это очень глубокое личное горе - поэтому я и не понимаю и не принимаю таких стихов. Почему ее творчество должно нравится всем? Некоторые Шекспира не любят - и что? Никакой несправедливости по отношению к классику в этом нет. Меня удивляет Ваша страстная защита незнакомого Вам человека, на которого и не планировали нападать.

   

nmkravchenko
7 Сент, 2011 19:40

Поэт всегда публичен - это публичная профессия, и чем он откровеннее - тем сильнее его воздействие на людей. До Шкапской эту тему ещё никто не поднимал в нашей литературе. Её высоко ценили Блок, давший ей рекомендацию в СП, Горький, Гумилёв. Никто, конечно, не обязан любить всех поэтов - есть авторы, которые близки нам и которые чужды, но мне странно, как можно не сопереживать таким пронзительно болевым, таким женским и человечным стихам. В моих словах не было "страстной защиты" и "упрёков" - я просто возразила в том, с чем была не согласна, без особого намерения переубедить. А "незнакомым человеком" Шкапскую я не могу считать, как и всех поэтов, о которых рассказываю, может быть, и с пристрастием, потому что делаю это не формально, не по обязанности, а по любви, они все для меня давно близкие и живые люди. Не обижайтесь, Жанна, и поймите, что для меня эта "просветительская деятельность", как Вы выразились, не просто "деятельность", а дело всей жизни (я этим занимаюсь давно и не только на ЖЖ), и я не могу не защищать своё "детище", в которое вложено столько сил, лет, крови и сердца. Сделала попытку обратить Вас в свою веру - она не удалась, что ж, приму как данность.

   

junetiger
7 Сент, 2011 20:06

Ну вот и славно! Я как раз только что говорила о том, что в Интернете можно найти себе единомышленников - думаю, что поклонники творчества Шкапской откликнутся на Вашу статью. А мы, действительно, стоим на разных жизненных позициях - хорошо, что это выяснилось прежде, чем Вы начали читать мой роман: теперь не надо будет тратить время - он рассчитан на тех, кто имеет те же жизненные принципы и ценности, что и я сама, воспитанная в христианской морали. Всего Вам самого доброго!

 

8 сент, 2011.

 

 

Наталья Максимовна! С интересом прочла Вашу очередную выкладку (я не очень понимаю, что такое "пост" - статья что ли? Знаю только одно значение этого слова - воздержание от пищи). Вы - для меня во всяком случае - большой открыватель новых имен. Никогда не слышала про Шкапскую, очень интересный поэт со своей до нее в поэзии никем не затронутой темой, а ввиду большой интимности этой темы весьма своеобразный поэт, и по той же причине весьма уязвимый. Невозможно не вспомнить тут ахматовское "Когда б Вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда..." Оказывается, из темы сокрушений по поводу аборта тоже можно сотворить стихи, хотя кто-то сочтет эту тему "постыдной", недостойной поэзии, это их дело. Пусть так и будет, думаю, тут не о чем спорить и копья ломать - у каждого свой любимый поэт, который ему созвучен и близок, причем в разные периоды жизни эти пристрастия могут меняться. Для меня, например, Блок и Ахматова были кумирами отрочества, а сейчас хочется читать Бродского. М.Шкапскую нет необходимости ни от кого защищать, да я и не увидела особых нападок. Ее имя, безусловно, найдет свое место в поэзии и своего читателя. Старая истина по-прежнему неотменима - gustibus non est disputandum.
 

С уважением - Евгения Майзенберг.

nmkravchenko
9 Сент, 2011 13:39

О вкусах, конечно, не спорят, но тут дело, по-моему, в другом. Я не могу назвать Шкапскую своим любимым поэтом, но меня всегда глубоко трогает искреннее чувство, пережитое, а не выдуманное, исторгнутая из глубин души боль, чем бы она ни была вызвана. Религиозные постулаты, условности ханжеской морали бывают теми шорами, которые не позволяют воспринять во всей полноте и силе трагедию строк большого поэта, не вписавшегося в рамки благопристойности. В общем-то это тема многих моих постов: и о Бодлере, и о Рыжем, и последний сегодняшний: "Спасительная боль". ("Пост" - это запись в журнале. Тоже долго не могла привыкнуть к этом жаргону: реал, коммент и т.д.)
По поводу защиты Шкапской: она, конечно, не нуждается в защите, как всё, уже защитившее себя в вечности своим существованием в Литературе, но я не могу не встать на защиту своих взглядов и ценностей, как и каждый человек, впрочем, вправе отстаивать то, что ему близко и дорого.
 

10 сент, 2011

 

   

Наталия Максимовна!

У вас получилась замечательная статья о Марии Шкапской, интересной поэтессе, сумевшей по-своему отразить свое время. Ее искренняя боль по поводу личных утрат не может оставить равнодушным. Таких поэтов должна читать молодежь, чтобы пройти школу настоящих чувств и переживаний. Разумеется, откровенность поэта не подлежит никакому осуждению, какую бы тему он ни затрагивал. Главное в поэзии -- правда чувства,выраженная в ней, а у Шкапской эта правда очевидна. Вы делаете важное дело,возвращая современникам имена и тексты лучших поэтов прошлого. Стихи говорят сами за себя, у них будут свои читатели.

Аркадий Цоглин

 

 

"Вот читаю, и слёзы капают, а душа говорит: СПАСИБО!"
Читала под Адажио Альбинони, и всё было так, как в Вашем прекрасном стихотворении о Шкапской.

  

Галина, Железногорск. 3.10.11.

nmkravchenko

3 Окт., 2011 

Я рада. Не сомневалась, что Вы её почувствуете. Для чистого всё чисто. Досадно, что пришлось кому-то что-то объяснять, доказывать, защищать. Даже если вставать на точку зрения моралистов, - сколько женщин, прочтя такие стихи, задумалось бы, одумалось, ужаснулось тому, что они сотворят со своей душой!

1mim (Андрей), Новочеркасск
28 Авг., 2012 

"Вот читаю — и слёзы капают.
А душа говорит: спасибо."

Лучше не сказать...
Представляю каково это читать женщинам, если и у меня душа дрожит.
Замечательная женщина и поэт. И такая страшная судьба. И за что???

nmkravchenko
28 Авг., 2012

Спасибо, Андрей. У Вас сострадательная душа. Не то что у иных моралистов.
Шкапская уникальный поэт и очень сильная личность. Так никто не писал и не пишет.


1mim (Андрей)
28 Авг., 2012

Да тут сердце любого моралиста должно растаять...
Это настолько от души и сердца написано и выстрадано.


7 Сент., 2012.
  
    

 

Мне поэзия Шкапской не кажется "плотской", потому что там так много души, ее страданий и мыслей о трагических невстречах и расставаниях, что, конечно, это настоящая высокая поэзия - осмысление жизни.
Мало ли какими путями к нам приходит мудрость? Есть ли в жизни "высокое" и "низкое"? Жизнь проходит на земле, в прахе, так сказать. Но один может и видит всю жизнь только прах, а высокое ищет в небесах, куда ему путь закрыт - крыльев-то не дано! :)
А другой видит, чувствует высоту в своей душе.
Неожиданна и приятна была оценка ее творчества Флоренским. Я согласна! :)
Какая же она грустная, какая-то закатная, эта Шкапская! Как мне это близко - материнство, которое важнее мужчин, мужа, любви!
В общем, я рыдала в голос над ее стихами!

Frese (Татьяна Ивановна), Новосибирск.


nmkravchenko
7 Сент., 2012

Спасибо, Таня, огромное за солидарность и сопереживание стихам Шкапской. Как ты глубоко и верно её поняла и прочувствовала! "Одухотворённая плоть", "материнство, которое важнее мужчин, мужа, любви" - самая суть её поэзии, сделавшая эту поэтессу уникальной, стоящей особняком в нашей литературе.


Hloya_188 (Елена Хмелевская), Калининград
7 Сент., 2012

Полностью разделяю Ваше отношение к Шкапской, не понимаю, как можно относиться к ее трагической и главной теме иначе. Наверное, поэтому так поразили прошлогодние женские комменты, лишний раз для меня подчеркнувшие ханжество многих религиозных запретов. Нет, стихи Шкапской пронзают, "излечиться" от них сложно. Можно лишь восхищаться смелостью ее поэзии, ее прекрасной "зацикленностью" на вечной и тяжелой теме женщины и не рожденного ею ребенка. Только глубоко совестливый человек, вне зависимости от того, верует в бога он или же нет, мог так трагически ярко, так глубоко, так одновременно возвышенно и по-земному, написать об этом.
Я читала это эссе раньше, но сколько ни возвращайся к нему - все равно потрясает. Оно написано по-особому и потому имеет над нами особую силу. Спасибо.

nmkravchenko
7 Сент., 2012

Лена, очень рада видеть Вас снова на своей страничке. (Почему-то так и подумала, что на Шкапской не "отмолчитесь")) Вы так точно всё сформулировали, что не добавить-не убавить. А о "ханжестве многих религиозных запретов" в свете последних политических событий - особенно актуально. Достало уже это РПЦ.)


15 Окт., 2012
 
  

Вот это стихотворение когда-то зацепило:
 

  

Знаю, будут любить мои дети
Невский седобородый вал,
Оттого, что был западный ветер,
Когда ты меня целовал.

Других стихов ее не знала.
Сильный поэт, ни на кого не похожий. (Хотя мне ближе цветаевский примат души над всем телесным.)

А скульптура "Нерожденным детям" так тронула, что сохранила ее на память.

Сейчас женщины-поэты не боятся писать на подобные темы (Вера Павлова, Ольга Попова), но в 20-е годы это было крайне смело.

agni_8 (Александра Созонова), Санкт-Петербург.


nmkravchenko
15 Окт., 2012

Думаю, с Верой Павловой её всё же сравнивать нельзя. Дело не в том, на какие темы писать, а как. У Павловой - при всём мастерстве, оригинальности и др. заслугах - превалирует эпатаж, игра слов и смыслов. Для меня это поэт, во многом творящий напоказ, на публику, внешний, поверхностный. У Шкапской - сила искренности, боли, лично, кровно пережитого. Это не просто душа нараспашку, а душа наизнанку.
С цветаевским "приматом души над телесным" тоже не всё так однозначно. Цветаева могла ради творчества пожертвовать жизнью ребёнка (Ирина - это особая и очень больная тема, не буду сейчас её касаться), да и Ахматова, у которой язык повернулся сказать: "отыми и ребёнка, и друга" - правда, эта жертва у неё не ради творчества, а ради России (какой пафос!), для Шкапской же дети - это всё. Так в каком же выборе больше души? И благородства, и человечности, и женского начала?


Agni_8,
15 Окт., 2012

Согласна с Вами относительно Веры Павловой. Но я имела в виду саму тематику и то, что ей тоже доставалось от критиков-мужчин.
Вот, я очень люблю свою дочь и не раз посвящала ей стихи. Но не стала бы писать ни о зачатии, ни о беременности, родах и кормлении. Это - не моё. Это плотское, а я не люблю плоть.


nmkravchenko
15 Окт., 2012

Её боль не делится на душевное-духовное и телесное, это сливается у неё в одно.
Нет тем запретных для поэзии, но одна и та же тема у одного потрясает и заставляет о многом задуматься, а у другого кажется пошлостью и оставляет равнодушным. Всё дело в уровне постижения, осмысления, проживания, преподнесения этой темы, умении найти единственные, безошибочные слова, в том, что мы называем талантом.
  

 

ninapti (Нина), Томск.
15 Окт., 2012

     

Спасибо, Наташа (можно так?). Я тоже не знала про этого поэта. Стихи очень пронзительны и созвучны. Сотру, поэтому чуть пооткровенничаю. Когда в жизни случается подобное, но никому, кроме самых близких, не рассказываемое, а тут вот в стихах, и тот же плач внутри и даже покаяние не спасает,потому что не нечаянно, и не по глупости, сам решал (по медпоказаниям пришлось), но убийство оно и есть убийство, и вот это созвучие... А уж скульптура на фотографии - это, вообще, запредельно. 
А моралисты - что ж, им не пришлось, видно, и "чужую беду руками разведу" - редко могут пройти мимо, чтобы ещё раз мораль не прочесть. А что по живому каблуками - это они не улавливают.


nmkravchenko
15 Окт., 2012

Зачем же стирать, оставьте, Шкапская так нуждается - до сих пор, к сожалению - в защитниках. Она же не побоялась быть запредельно откровенной, но от этого ничуть не упала в наших глазах. Наоборот, её мужество женственности - если так можно сказать - вызывают восхищение. Любое откровение, исповедальность таланта провоцирует читателя на ответную откровенность, это закон бумеранга.
Что же касается "моралистов" - дело, мне кажется, глубже - в какой-то внутренней чёрствости, толстокожести, что ли, душевной косности, которая не даёт им проникнуть дальше своей замшелой морали, не даёт почувствовать чужую боль. Вспомнились обвинители Пусси Райот - как они носились со своими оскорблёнными религиозными чувствами, и при этом им было абсолютно не жаль молодых жизней этих девчонок, брошенных в застенки, их осиротевших детей. Нарушена мораль! За это и на костёр не грех. Я, конечно, утрирую, но, мне кажется, природа ханжеской морали везде одна. Это приоритет мёртвого над живым.


15 Окт., 2012
   

Достаточно прочесть эти стихи, чтобы не усомниться в словах Флоренского: талант, не уступающий ни Ахматовой, ни Цветаевой - они уже в традиции классического восприятия. поэтому кому-то может показаться что сравнение натянуто. Но какая мука и какая боль, какой библейской силы вопрошания! Потрясена счастливо этим именем. Наконец-то кто-то - и с таким даром- воплотил важнейшую тему, которую стыдливо умалчивают, не умея о ней сказать.
Наталья, дай вам Бог здоровья и пусть ваши статьи вводят в широкий круг чтения имена, незаслуженно забытые.

mari_sheihova, Дагестан. 

8 Нояб. 2012

     

 

  Яростная Мадонна русской поэзии, со своей выстраданной темой, со своим тембром - кома в горле. Не знала её совсем. Спасибо огромное, Наташа!
  
evrica_taurica (Светлана), Судак, Крым. 

Сделать бесплатный сайт с uCoz